Урок по предмету "Информатика" для 8 класса по теме "Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Практическая работа Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.". Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Динамическая инфографика, 3D – графика", "Инструкция по выполнению практической работы", "Обучающие видеоролики", "Самостоятельная работа".
Тип урока: Комбинированный урок
Ключевые слова: ПРОГРАММА, АЛГОРИТМ, ФОРМАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ, ФОРМАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, ЯЗЫК, БЛОК-СХЕМА, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ, СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА, СВОЙСТВА АЛГОРИТМА, ИСПОЛНИТЕЛЬ
Базовые понятия, единые для школьного образования: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, ОБЪЕКТ, ЗАКОН, ЗАДАЧА, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ВЕЛИЧИНА, АЛФАВИТ, АЛГОРИТМ, ЗНАК, ПЕРЕМЕННАЯ, СИМВОЛ, СИСТЕМА, СУБЪЕКТ, ФОРМУЛА, ЦЕЛЬ, ЭЛЕМЕНТ, ЯЗЫК, ПРОЦЕСС, ИНФОРМАЦИЯ
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:
Динамическая инфографика, 3D-графика "Алгоритмы и исполнители. Основные понятия"
Освоение нового материала:
Просмотр обучающего видеоролика "Способы записи алгоритмов"
Практическая работа "Преобразование одной формы записи алгоритма в другую"
Применение изученного материала:
Выполнение практической работы "Среда КуМИР. Исполнитель Водолей"
Подведение итогов, домашнее задание:
Самостоятельная работа "Способы записи алгоритма. Домашнее задание"
Изучение учебника
Основной материал:
Учебник, §2.2
Запустите презентацию в новом окне левым щелчком мыши
Презентация "Способы записи алгоритмов"
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:
Целеполагание:
Динамическая инфографика, 3D-графика
"Алгоритмы и исполнители. Основные понятия"
Освоение нового материала:
Осуществление учебных действий по освоению нового материала:
На рисунке представлен алгоритм определения средней цифры трёхзначного числа. Создай графическое представление данного алгоритма в виде блок-схемы. Используй для создания блок-схемы любой графический или текстовый редактор.
Создай алгоритм нахождения среднего арифметическое цифр трёхзначного числа. На вход подаётся трёхзначное число, на выходе получается среднее арифметическое цифр числа.
Используй результат предыдущего задания по определению средней цифры трёхзначного числа. Реши задачу математически.
Запиши построчный алгоритм, затем построй по нему блок-схему для решения задачи. Преобразуй полученную блок-схему в программу на Школьном алгоритмическом языке.
Создай алгоритм нахождения наибольшего из крайних цифр трёхзначного числа. На вход подаётся трёхзначное число, на выходе получается наибольшая между первой и последней цифрами трёхзначного числа.
Запиши построчно алгоритм, затем преобразуй его в блок-схему. Используй блок-схему для получения программы на Школьном алгоритмическом языке.
Применение изученного материала:
Практическая работа "Среда КуМИР. Исполнитель Водолей"
Цель практической работы — научиться преобразовывать записи алгоритма из одной формы в другую. Для решения задач используй исполнителя Водолей в среде КуМИР. Изучи СКИ и среду исполнителя Водолей и реши задачи на переливания.
Водолей с помощью пульта Исполнителем Водолей можно управлять вручную, выбирая соответствующие кнопки на пульте управления. Для того чтобы пульт Водолея отображался на экране, нужно выбрать пункт меню «Водолей» — «Показать пульт».
Другим способом управления исполнителем Водолей является программное управление. Для того чтобы в среде КуМИР были доступны команды для исполнителя Водолей, нужно их подключить с помощью команды «использовать Водолей». Она должна быть самой первой в программе.
В угловых скобочках пишется название соответствующего сосуда латинскими буквами. Все возможные команды с различными комбинациями названий сосудов отображены на кнопках пульта. Можно разработать программу с помощью пульта, затем скопировать её и вставить в поле программы.
Цель следующих заданий — при введённых исходных данных о количестве сосудов, их ёмкости, наполненности каждого из сосудов получить требуемое количество литров в одном из сосудов.
Даны сосуды, в которых может поместиться 3, 5 и 8 литров. Последний сосуд полностью заполнен водой. Задача — путём переливаний получить 4 литра воды в последнем сосуде.
Составь построчный алгоритм решения задачи, выполни его в среде исполнителя Водолей. Сравни построчную запись с программой на алгоритмическом языке.
Задание Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2019–2020 года.
Составь построчный алгоритм решения задачи, используя обозначения, данные в условии. Постарайся решить задачу за наименьшее количество шагов. Выполни алгоритм в среде исполнителя Водолей. Сравни построчную запись с программой на алгоритмическом языке.