Тема 3.1. Разработка алгоритмов и программ
Урок 15: Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов
Урок по предмету «Информатика» для 9 класса по теме «Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Практическая работа Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Динамическая инфографика, 3D – графика», «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА», «Инструкция по выполнению практической работы», «Обучающие видеоролики», «Самостоятельная работа».
Тип урока: Комбинированный урок
Ключевые слова: ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, АЛГОРИТМ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ, ВЕТВЛЕНИЯ, ЦИКЛЫ, РАЗБИЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПОДЗАДАЧИ, ФОРМАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ, АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Базовые понятия, единые для школьного образования: ОБЪЕКТ, ДАННЫЕ, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ВЕЛИЧИНА, АЛГОРИТМ, ЯЗЫК, ЭЛЕМЕНТ, ЦИКЛ, СИМВОЛ, ЗАДАЧА, ЗНАК, ИНФОРМАЦИЯ, КОД, ПЕРЕМЕННАЯ
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Динамическая инфографика "Основные команды исполнителя Робот"
- Освоение нового материала
- Обучающий видеоролик "Разбиение задачи на подзадачи"
- Применение изученного материала:
- Практическая работа "Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот"
- Задания в формате ГИА "Решение задачи 15.1 ОГЭ-9 по информатике"
- Подведение итогов, домашнее задание:
- Самостоятельная работа "Задача для Робота"
Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала:
Актуализация опорных знаний
"Основные команды исполнителя Робот"
Освоение нового материала:
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
"Разбиение задачи на подзадачи"
on-line
Применение изученного материала:
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Практическая работа
"Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот"
Используй вспомогательные алгоритмы для решения задач для управления исполнителем Робот.
Задача "Ход конём". Стартовая обстановка
В среде КуМИР создай стартовую обстановку для Робота, выбрав в меню Робот пункт Новая обстановка. В открывшемся диалоговом окне выбери количество строк — 9 и количество столбцов — 6. Положение Робота — левая верхняя клетка.

Задача "Ход конём". Вспомогательный алгоритм
Используя команды Робота: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить, — разработай вспомогательный алгоритм, назвав его «Ход конём», в котором Робот перемещается на одну клетку направо и на три клетки вниз, закрашивая их.

Задача "Ход конём". Решение
Разработай циклический алгоритм для решения задачи, при которой Робот закрашивает клетки, показанные на рисунке. Используй вспомогательный алгоритм «Ход конём».

Задача "Закраска"
Разработай для исполнителя Робот алгоритм для создания рисунка. Используй два вспомогательных алгоритма — для рисования закрашенной линии до стены справа и для возврата назад.

Задача "Закраска стен"
Для исходной обстановки разработай алгоритм для Робота, чтобы, двигаясь вдоль стен сначала по вертикали, затем по горизонтали, он закрашивал те клетки, у которых есть стена. Длины горизонтальных и вертикальных стен неизвестны.

Задача из демоверсии ОГЭ-9
Найди и изучи инструкцию по решению задачи 15.1 ГИА-9. Разбор задачи в инструкции приведён с использованием циклов. Реши эту задачу, используя вспомогательные алгоритмы.

Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Решение задачи 15.1 ОГЭ-9 по информатике
Задача 15.1 из демоверсии ОГЭ-9 2022 года
Создание стартовой обстановки
Создадим стартовую обстановку для Робота по приведённому образцу. Будем создавать алгоритм поэтапно, выделяя необходимые условия для организации цикла.

Закрашивание клеток под горизонтальной линией
На первом этапе Роботу нужно закрасить клетки, расположенные под стеной, кроме той, в которой первоначально находится Робот, поэтому сначала дадим ему команду вправо. Условие, при котором Робот сможет закрасить клетки под стеной, — пока сверху стена. Запишем цикл-ПОКА.

Перемещение Робота вправо до следующей стены сверху
Поскольку длина прохода неизвестна, то организуем цикл-ПОКА с перемещением Робота вправо до следующей стены сверху. Условие — пока не сверху стена.

Перемещение под второй частью стены
Условие для следующего цикла-ПОКА — сверху стена и не справа стена, в цикле нужно закрашивать клетку и перемещаться вправо.

Перемещение от угла вниз
Теперь Роботу нужно двигаться вниз и закрашивать клетки до тех пор, пока выполняется условие справа стена.

Перемещение по коридору до стены справа
Следующая часть алгоритма — перемещение вниз до того момента, когда справа будет стена. Условие цикла-ПОКА — не справа стена.

Последний фрагмент стены справа
Роботу осталось перемещаться вдоль стены справа вниз, закрашивая клетки у стены. Условие для цикла-ПОКА — справа стена.

Проверка алгоритма при других стартовых условиях
Создадим другую обстановку по условию задачи, чтобы проверить наш алгоритм.

Подведение итогов, домашнее задание:
Домашнее задание:
Самостоятельная работа "Задача для Робота"
Задача для Робота
Составь алгоритм для Робота, чтобы он закрашивал лабиринт вдоль внутренних стен.

©