Тема 2.1. Информация и информационные процессы
Урок 10: Информационные процессы
Урок по предмету «Информатика» для 7 класса по теме «Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Проверочная работа по теме ""Информация и информационные процессы. Дискретность данных""». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики».
Тип урока: Комбинированный урок
Ключевые слова: ДИСКРЕТИЗАЦИЯ, НЕПРЕРЫВНЫЙ СИГНАЛ, ДАННЫЕ, ДИСКРЕТНЫЙ СИГНАЛ, ДИСКРЕТНЫЕ ДАННЫЕ, СИГНАЛ
Базовые понятия, единые для школьного образования: ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ПРОЦЕСС
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:
- Выполнение диагностической работы "Информация и информационные процессы"
- Решение логической задачи
- Работа с интерактивным справочником "Что такое бит?"
- Освоение нового материала:
- Просмотр обучающего видеоролика "Дискретность данных"
- Подведение итогов, домашнее задание:
- Повторение материалов урока
Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала:
Актуализация опорных знаний:
Логическая задача
Цель: Научиться решать логические задачи такого вида.
Саша решил навести порядок в своей маленькой библиотеке и обнаружил, что отсутствуют пять его любимых книг. Он не нашёл второй том Джека Лондона, самоучитель «Учим Python, делая крутые игры», сборник рассказов «Приключения Шерлока Холмса», и оказалось, что нет одной из семи книг про Гарри Поттера («Гарри Поттер и философский камень»), кроме того, отсутствует книга со стихами Есенина.
Саша подумал и вспомнил следующее.
- Он давал книги только Алексею, Тимуру, Тане, Кате и Алине.
- Давал он каждому из них по одной книге и только после возврата предыдущей.
- Тимур брал у него книгу «Учим Python, делая крутые игры», но давно отдал, и сейчас эта книга находится не у Тимура.
- Алексею нравятся стихи Есенина и рассказы Джека Лондона, другими авторами книг из Сашиной библиотеки Алексей не интересуется.
Катя не любит читать ничего, кроме литературы стиля фэнтези.
Таня не читает ничего, кроме детективов и книг о компьютерах.
Алина — почитатель поэзии, другой литературы для неё не существует.
После того как Саша проанализировал всю информацию, он отправил ребятам сообщения, чтобы они в ближайшее время вернули ему книги. У кого какая книга находится?

По условию задачи имеем:

1. Из таблицы видим, что для Кати остаётся единственный вариант - книга про Гарри Поттера. Ставим в ячейку на пересечении строки «Гарри Поттер и философский камень» и столбца «Катя» плюс (+). В остальные ячейки строки «Гарри Поттер и философский камень» ставим минус (-).
2. Аналогично для Алины остаётся вариант «Есенин. Стихотворения». Ставим в соответствующую ячейку плюс (+). В остальные ячейки строки вариант «Есенин. Стихотворения» ставим минус (-).

3. Из таблицы видно, что книга «Учим Python, делая крутые игры» у Тани. Больше не у кого. Ставим в соответствующую ячейку плюс (+) и в оставшуюся ячейку столбца «Таня» минус (-).
4. Теперь по таблице видим, что у Алексея может быть только том рассказов Джека Лондона. Ставим в ячейку на пересечении строки «Том Джека Лондона» и столбца «Алексей» плюс (+) и минус в оставшуюся пустую ячейку строки «Том Джека Лондона». В таблице остаётся единственная пустая ячейка « «Приключения Шерлока Холмса» - Тимур», ставим в неё плюс (+).

Ответ: у Алексея том 1 Джека Лондона, у Тимура «Приключения Шерлока Холмса», у Тани «Учим Python, делая крутые игры», у Кати «Гарри Поттер и философский камень», у Оли сборник стихотворений Есенина.
"Информация и информационные процессы"
Целеполагание:
Справочник «Что такое бит?»
Прочитай этот материал, который содержит историю жизни интересного человека. И ты узнаешь, какое отношение он имеет к информатике.
Кто придумал бит?
Бит — это наименьшая единица данных, с которой может оперировать вычислительная машина. А кто придумал бит?
Большая российская энциклопедия
БИТ (от англ. BInary digiT — двоичный разряд) — минимальная единица измерения энтропии и количества передаваемой или хранимой информации. В вычислительной технике соответствует одному двоичному разряду, принимающему значение «0» или «1» («ложь» или «истина»).
Информация для компьютера:
- это данные, зафиксированные в какой-либо форме, с которыми компьютер может выполнять различные операции, но не способен понять их смысл.
Клод Шеннон придумал бит
В 1948 году американский инженер, математик, криптоаналитик и основатель теории информации Клод Элвуд Шеннон в своей статье «Математическая теория связи» впервые предложил использовать для обозначения наименьшей единицы измерения информации слово «бит». Он использовал сокращение словосочетания «BInary digiT» (двоичный разряд), которое использовал американский математик Джон Тьюки.
Краткая биография
Клод Шеннон родился в 1916 году в штате Мичиган, умер в 2001 году. Его отец, бизнесмен и судья, был потомком первых поселенцев штата Нью-Джерси, обладал математическим складом ума, всего в жизни добился сам. Мать Шеннона, дочь эмигрантов из Германии, преподавала иностранные языки и была директором школы.
Любовь к науке Шеннону привил его дедушка, изобретатель, придумавший стиральную машину и ещё много полезной техники для фермеров. Интересный факт: известный изобретатель Томас Эдисон, разработавший лампу накаливания и усовершенствовавший телеграф, являлся дальним родственником Шеннона и был его кумиром.
В детстве Клод увлекался конструированием механических и автоматических устройств. Он создавал модели самолётов и подводной лодки, а также сделал беспроводной телеграф, чтобы общаться со своим другом.
В 1932 году Шеннон поступил в Мичиганский университет, где обучался математике и одновременно приобрёл специальность «Электротехника». После окончания университета Клод устроился на работу в Массачусетском технологическом институте (MIT), который до сих пор является одним из самых престижных технических учебных заведений США и мира. Шеннон работал там оператором вычислительного механического устройства (аналогового компьютера).
Во время Второй Мировой войны Шеннон работал в научно-исследовательском центре Bell Laboratories, в отделении математики и разрабатывал криптографические системы (системы шифрования), обеспечивающие переговоры премьер-министра Великобритании Черчилля и президента США Рузвельта через океан. Работа в области криптографии привела Шеннона в дальнейшем к созданию теории информации, применяющейся в современных высокотехнологичных системах связи.
Научная деятельность
В 1940 году Клод Шеннон защитил диссертацию, в которой доказал, что работу переключателей и реле в электрических схемах можно представить с помощью булевой алгебры (алгебры логики), которую изобрёл английский математик Джордж Буль.
Шеннон ввёл понятие информационной энтропии, являющейся мерой неопределённости информации. Это означает, что количество информации понимается как мера уменьшения неопределённости нашего знания.
Шеннон дал второе определение понятию «бит» — это количество информации, полученной при ответе на вопрос при существовании только двух вариантов ответа — «да» или «нет».
Всемирно известным Шеннона сделала опубликованная в 1948 году статья «Математическая теория связи». В ней Шеннон изложил идеи, являющиеся основой современных теорий обработки, передачи и хранения информации.
Освоение нового материала:
Осуществление учебных действий по освоению нового материала:
on-line
Подведение итогов, домашнее задание:
Домашнее задание:
©