Тема 3.1. Разработка алгоритмов и программ
Урок 19: Обработка потока данных
Урок по предмету «Информатика» для 9 класса по теме «Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диктант/цифровой диктант», «Изображение или фото», «Инструкция по выполнению практической работы», «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики», «Тест в формате ГИА».
Тип урока: Комбинированный урок
Ключевые слова: СУММА, МАКСИМУМ, МИНИМУМ
Базовые понятия, единые для школьного образования: АЛГОРИТМ, ЗАДАЧА, КОД, ПЕРЕМЕННАЯ
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- "Пограммистский" диктант
- Типовые алгоритмы обработки массивов
- Освоение нового материала
- Обучающий видеоролик "Обработка значений "на лету""
- Кейс "Игры Ромы"
- Применение изученного материала:
- Тест в формате ГИА "Обработка последовательностей чисел"
- Проверка приобретённых знаний, умений и навыков:
- Практическая работа "Обработка последовательности"
- Подведение итогов, домашнее задание:
- Кейс "Домашнее задание к Уроку 19"
Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала:
Актуализация опорных знаний
"Программистский" диктант
Напишите фрагменты кода, реализующие задачи. Уложитесь не более, чем в 4 строки.
Задача № 1
Подсчет количества четных элементов массива A.
Задача № 2
Подсчет суммы элементов массива, кратных 3.
Задача № 3
Подсчет произведения элементов, оканчивающихся на 1.
Задача № 4
Поиск минимального двузначного элемента массива.
Задача № 5
Поиск максимальной суммы пары подряд идущих элементов в массиве из натуральных чисел.
Схемы решения задач
Освоение нового материала:
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
"Обработка значений "на лету""
on-line
Проверка первичного усвоения
Кейс "Игры Ромы"
Цель: Отработать навык обработки элементов последовательности «на лету».
Рома Кошечкин очень любит гулять по улицам своего города. Но просто так ему гулять не интересно, и он придумывает себе различные игры.
Напиши программы, которые помогут Роме проверить свою победу.
Вопрос 1
Рома складывает цифры в номерах машин. Как только сумма превышает 100, он останавливается и записывает номер машины, после которой сумма стала больше ста.
Вопрос 2
Еще Рома любит читать вывески. Он решил считать количество вывесок на русском языке, на которых нет буквы «а». Когда Роме надоедает считать, он вводит пустую строку.
Вопрос 3
Еще одна игра, которую придумал Рома с машинами – считать, сколько будет таких машин, номер которых больше номера предыдущей встреченной Ромой машины. Когда Рома хочет закончить игру, он вводит 0.
Применение изученного материала:
Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
"Обработка последовательностей чисел"
Проверка приобретённых знаний, умений и навыков:
Диагностика, самодиагностика
"Обработка последовательности"
Подведение итогов, домашнее задание:
Домашнее задание:
Кейс "Домашнее задание к Уроку 19"
ВТОРОЙ МАКСИМУМ
Цель: Научиться искать второй максимум в последовательности.
Задание
Вторым максимумом в последовательности называется число, которое стояло бы на втором месте, если бы элементы этой последовательности упорядочили по убыванию.
Идея реализации следующая. Пусть в последовательности все числа положительные. Заводим две переменные для двух максимумов, где первый максимум — самое большое число в последовательности, второй — второе по величине число в последовательности.
Затем вводим сами числа.
• Если текущее число больше первого максимума, то значение первого максимума мы «опускаем» во второй, а пришедшее число «кладём» в первый максимум.
• Если текущее число больше только второго максимума, то оно заменяет второй максимум.
Вам в помощь дана блок-схема! Но в блок-схеме количество данных в последовательности заранее определено.
Блок-схема
Вопросы кейса:
Вопрос 1
На вход программе подаются числа. Признаком окончания последовательности является 0. Напишите программу поиска второго по величине максимального значения в этой последовательности.
©