Урок по предмету "Информатика" для 9 класса по теме "Обработка больших наборов данных. Практическая работа Обработка больших наборов данных". Урок систематизации знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Инструкция по выполнению практической работы", "Самостоятельная работа".
Задание
В электронную таблицу занесли результаты мониторинга стоимости бензина трех марок (92, 95, 98) на бензозаправках города:

На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
1. Какова максимальная цена бензина марки 92? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Е2 таблицы.
2. Сколько бензозаправок продает бензин марки 95? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку ЕЗ таблицы.
1. Заполнение таблицы
Данные из условия задачи перенесите в электронную таблицу.

2. Выбор цен на бензин марки 92
Выберем цены на бензин марки 92. Для этого будем использовать встроенную функцию ЕСЛИ. Запишем формулу в ячейку D2 и скопируем в диапазон D3:D11.

3. Определение максимальной цены на бензин марки 92
Для ответа на первый вопрос будем использовать встроенную функцию МАКС по диапазону D2:D11.

4. Определение максимальной цены на бензин марки 92
Для ответа на второй вопрос будем использовать встроенную функцию СЧЁТЕСЛИ по диапазону В2:В11.

Задание
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по русскому языку и математике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные соответственно по русскому языку и математике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 263 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Откройте файл с электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1. Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Заречного района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Заречного района? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества учащихся из разных районов и добавьте надписи данных. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки Н7.
1. Вычисление суммы баллов для учащихся Заречного района
В столбце Е для каждого учащегося вычислим сумму баллов по двум предметам, если это — ученик Заречного района. Для ученика другого района ячейка будет содержать пустую строку. В ячейку Е2 запишем формулу =ЕСЛИ(В2="Заречный";C2+D2;" ").

2. Копирование формулы
Нужно скопировать эту формулу в диапазон Е3:Е264. Для этого нажимаем Ctrl+C, в адресной строке забиваем диапазон Е3:Е264, нажимаем Enter. Этот диапазон выделяется. Удерживая кнопку Ctrl, кликаем на первую ячейку диапазона, затем нажимаем Ctrl+V. Благодаря использованию относительных ссылок в столбце Е в строках 2-264 будут записаны суммы баллов учеников Заречного района.

3. Вычисление наибольшей суммы баллов
Для того чтобы найти наибольшую сумму, в ячейку G1 внесём формулу =МАКС(Е2:Е264).

4. Вычислите количество учеников Заречного района, принимавших участие в тестировании
Сделаем это при помощи функции =СЧЁТЕСЛИ(В2:В264;"Заречный"), которую запишем в ячейку Н3.

5. Вычисление числа процентов от общего количства участников, которое составили ученики Заречного района
Запишем в ячейку G2 формулу =НЗ/263*100.

6. Вычисление количества учеников Майского района, принимавших участие в тестировании
Сделаем это при помощи функции =СЧЁТЕСЛИ(В2:В264;"Майский"), которую запишем в ячейку Н4.

7. Вычисление числа процентов от общего количества участников, которое составили ученики Майского района
Запишем в ячейку К2 формулу =Н4/263*100.

8. Вычисление числа процентов от общего количества участников, которое составили ученики Подгорного и Центрального районов
Повторите п.6 и п.7 для критериев “Подгорный” и “Центральный”. Заполните таблицу соотношения участников из разных районов.

9. Построение круговой диаграммы
Построим круговую диаграмму, отображающую соотношение участников из разных районов. Выделим диапазон I2:K5. В меню выберем Вставка\Круговая. Оформим диаграмму, выбрав соответствующий макет. Расположите диаграмму так, чтобы её верхний левый угол располагался около ячейки Н7.

Задание
В электронную таблицу занесли результаты анонимного тестирования студентов. В столбце А указан номер участника; в столбце В - пол; в столбце С - один из четырёх факультетов: математический, медицинский, химический, экономический; в столбце D - количество набранных баллов (от 5 до 25).
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 участникам. Порядок записей в таблице произвольный.
На основании данных, содержащихся в этой таблице выполните задания.
Таблицу скачайте по данной ссылке
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Сколько девушек приняли участие в тестировании? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2 таблицы.
2. Чему равна разница между максимальным и минимальным баллами у студентов химического факультета? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G3 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение участников тестирования с разных факультетов.