Урок по предмету "Информатика" для 9 класса по теме "Численное моделирование в электронных таблицах. Практическая работа Численное моделирование в электронных таблицах". Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Инструкция по выполнению практической работы", "Интерактивный справочник терминов и понятий".
Моделирование
Метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.
Модель
Это объект, замещающий реальный объект и отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.
Информационная модель
Это модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними.
Формализация
Процесс замены реального объекта его информационной моделью.
Численное моделирование ситуации или объекта
Описание объекта или процесса математическими формулами, связывающими их количественные параметры.
Часть этих параметров известна, а часть рассчитывается по формулам. Меняя во всевозможных сочетаниях значения исходных параметров, можно наблюдать за изменением результатов, и анализировать их.
Создай модель календаря, которая определяет сегодняшнюю дату — год, месяц и день, будний день сегодня или выходной. При вводе даты рождения должно вычисляться, сколько дней, месяцев и лет прошло со дня рождения.
1. Составление таблицы
Создай таблицу для числовой модели.

2. Определение текущей даты
В ячейку B1 вставь формулу =СЕГОДНЯ() категории Дата и время. Таким образом, в ней появится сегодняшняя дата.

3. Разбиение даты на составляющие
Разбей появившуюся дату на составляющие и занеси год, месяц и день в разные ячейки. В ячейку B2 занеси формулу =Год(В1), в ячейку B3 — =Месяц(В1), в B4 — =День(В1).

4. Сравнение дат
Теперь в ячейку Е2 введи дату своего рождения. С этой датой будет происходить сравнение между годами, месяцами и днями с помощью функции =РАЗНДАТ(начальная дата; конечная дата; способ измерения). Способ измерения может быть задан как y, m, d соответственно по исходной таблице. Используя следующие формулы найди значения ячеек:
• В5 — =РАЗНДАТ(Е2;B1;”y”)
• B6 — =РАЗНДАТ(У2;B1;”m”)
• B7 — =РАЗНДАТ(Е2;B1;”d”)

5. Определение дня: будний или выходной
Для того чтобы определить, является ли день будним или выходным, введи в ячейку B8 формулу =ЕСЛИ(ДЕНЬНЕД(В1;2)<=5); “Рабочий”;”Выходной”). Функция ДЕНЬНЕД выводит номер дня недели. При этом можно устанавливать, с какого дня (с воскресенья или с понедельника) будет отсчитываться нумерация. В поле Тип задаётся значение от 1 до 3, которое определяет, как именно будут нумероваться дни недели.
• При установке числа 1 нумерация будет происходить, начиная с воскресенья, и этому дню недели будет присвоен порядковый номер 1.
• При установке значения 2 нумерация будет выполняться, начиная с понедельника. Этому дню недели будет дан порядковый номер 1.
• При установке значения 3 нумерация также будет происходить с понедельника, но в этом случае понедельнику будет присвоен порядковый номер 0.

Задание
Имеется квадратный лист картона со стороной a. Из листа делают коробку следующим образом: по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Определить, какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость.

1. Создание таблицы
Сформируем таблицу для числовой модели задачи.

2. Внесение формул
Внесём математические формулы, связывающие количественные параметры задачи.

3. Изменение исходных параметров
Меняя значение параметра Длина выреза, будем наблюдать за изменением других величин. Заполнить вниз пока длина выреза не будет равна 20, а длина стороны равна 0.

4. Анализ результатов
Анализируя параметр Объём, получаем, что наибольшая вместимость 4732 при длине стороны вырезаемого квадрата 7.

Задание
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулонов известны. Для удобства обслуживания надо составить динамическую таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки комнаты.
1. Создание таблицы
Сформируй таблицу для числовой модели задачи.

2. Внесение формул
Внеси математические формулы, связывающие количественные параметры задачи. В ячейку D14 внеси формулу, в которой множитель 1-$B$12 позволяет рассчитывать площадь обоев без учёта площади обрезков. В ячейке Е14 используй функцию ЦЕЛОЕ(), которая округляет до ближайшего целого числа, меньшего, чем заданное. Но поскольку количество рулонов нельзя округлять в меньшую сторону, то к значению функции прибавь 1 для округления в большую сторону. Таким образом, получится 1 запасной рулон.

3. Изменение исходных параметров
Меняя значение параметров Длина и Ширина рулона, пронаблюдай за изменением других величин. Заполни таблицу для каждого образца обоев.

4. Анализ результатов
По данным таблицы можно определить количество рулонов каждого образца обоев для любой комнаты. Измени размеры комнаты, чтобы убедиться в этом.
