Урок по предмету «Информатика» для 9 класса по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронные таблицы». Проверочная работа». Урок систематизации знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Инструкция по выполнению практической работы», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Кейсы по работе с информацией», «Контрольная работа».
Электронные таблицы (или табличные процессоры)
Прикладные программы, предназначенные для проведения табличных расчётов и сложных расчётов по формулам. Рабочая область табличного процессора разделена на ячейки. Каждая ячейка имеет свой адрес, который состоит из имени столбца и номера строки, например: A1, C2, В15. В каждую ячейку можно занести текст, число или формулу.
Операции с ячейками
Данные, занесённые в ячейки, можно форматировать и редактировать. Можно вставить столбец ячеек или строку ячеек. Можно добавить отдельные ячейки.
Форматирование ячеек
Для того чтобы изменить цвет шрифта, округлить данные, задать определённый формат данных (например, денежный или время) в отдельных ячейках таблицы, можно, выделив желаемый диапазон ячеек, щёлкнуть правой клавишей мыши и выбрать в появившемся меню пункт Формат ячеек. В появившемся диалоговом окне можно выбрать соответствующую вкладку.
Редактирование ячеек
Редактирование таблиц заключается в изменении содержимого ячеек, а также в удалении и вставке ячеек, строк и столбцов таблицы. Изменить содержимое ячейки можно двумя способами:
1. Активизировать ячейку, ввести новое содержание (старая информация при этом стирается).
2. Отредактировать формулу, соответствующую ячейке таблицы. Для этого следует активизировать ячейку и перейти в строку формул или щёлкнуть по ячейке дважды, после чего изменить формулу, удалить её или ввести новую.
Вычисления в таблицах
Возможность использования формул и функций является одним важнейших свойств электронных таблиц. Формула, которая вводится в ячейку таблицы, должна начинаться со знака равенства. После знака равенства в ячейку записывается математическое выражение. В формулах используются стандартные символы математических операций, встроенные функции и данные из других ячеек. Значения из других ячеек таблицы могут использоваться в формуле через соответствующие ссылки на эти ячейки. Ссылки в формулах и функциях указывает на ячейку или диапазон ячеек и могут приводиться с использованием относительных и абсолютных координат.
Ссылки в таблицах
Относительные ссылки. В формуле =А1+В1, записанной в ячейку С1, использованы относительные ссылки на ячейки А1 и В1. При копировании формулы в ячейку С2 ссылки на ячейки автоматически изменяются, и формула изменяется на =А2+В2.
Абсолютные ссылки. Абсолютная ссылка в формуле ссылается на ячейку, расположенную в определённом месте. Абсолютная ссылка на ячейку А1 записывается как $А$1 При копировании содержимого ячейки с формулой, содержащей абсолютную ссылку, в другую ячейку значение, соответствующее абсолютной ссылке, не изменяется. По умолчанию при создании новой формулы используются относительные ссылки.
Смешанные ссылки. Смешанная ссылка на ячейку в формуле может содержать либо абсолютно адресуемый столбец и относительно адресуемую строку, либо наоборот. Абсолютная ссылка на столбец имеет вид: $А1, $В1 и т. д., на строку — А$1, В$1 и т. д. При копировании ячейки, содержащей формулу, в другую относительная ссылка изменяется, а абсолютная ссылка нет.
Диаграммы
Использование диаграмм — это один из наиболее наглядных и легко воспринимаемых способов представления информации. В электронных таблицах можно создавать диаграммы различных типов: гистограммы, круговые, столбчатые, графики и пр. Диаграммы и графики можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, изменяя их размеры и расположение на листе. Для уже созданной диаграммы можно изменить её тип, область данных и подписи к осям.
Цель: Проверить навык использования электронных таблиц для создания информационных моделей.
Задание
Создай модель «Длины сторон прямоугольника», которая для данного значения периметра прямоугольника определяет, какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы площадь была наибольшей.
Вопросы кейса:
Вопрос 1
Если х — длина прямоугольника, то чему равна ширина прямоугольника?
Вопрос 2
Запиши функцию для вычисления площади прямоугольника.
Вопрос 3
Постройте модель для решения данной задачи в электронной таблице. Рассчитай значения длин сторон при различных значениях периметра прямоугольника.
Вопрос 4
Сделай вывод, для какого прямоугольника площадь будет наибольшей.
Задание
Имеется квадратный лист картона со стороной a. Из листа делают коробку следующим образом: по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Определить, какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость.

1. Создание таблицы
Сформируем таблицу для числовой модели задачи.

2. Внесение формул
Внесём математические формулы, связывающие количественные параметры задачи.

3. Изменение исходных параметров
Меняя значение параметра Длина выреза, будем наблюдать за изменением других величин. Заполнить вниз пока длина выреза не будет равна 20, а длина стороны равна 0.

4. Анализ результатов
Анализируя параметр Объём, получаем, что наибольшая вместимость 4732 при длине стороны вырезаемого квадрата 7.

Задание
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулонов известны. Для удобства обслуживания надо составить динамическую таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки комнаты.
1. Создание таблицы
Сформируй таблицу для числовой модели задачи.

2. Внесение формул
Внеси математические формулы, связывающие количественные параметры задачи. В ячейку D14 внеси формулу, в которой множитель 1-$B$12 позволяет рассчитывать площадь обоев без учёта площади обрезков. В ячейке Е14 используй функцию ЦЕЛОЕ(), которая округляет до ближайшего целого числа, меньшего, чем заданное. Но поскольку количество рулонов нельзя округлять в меньшую сторону, то к значению функции прибавь 1 для округления в большую сторону. Таким образом, получится 1 запасной рулон.

3. Изменение исходных параметров
Меняя значение параметров Длина и Ширина рулона, пронаблюдай за изменением других величин. Заполни таблицу для каждого образца обоев.

4. Анализ результатов
По данным таблицы можно определить количество рулонов каждого образца обоев для любой комнаты. Измени размеры комнаты, чтобы убедиться в этом.
