Под таким названием прошел тематический педсовет в МБОУ СОШ №17 города Кузнецка им. Ю. Гагарина.
Какие навыки и знания необходимы ученикам сегодня, чтобы завтра они стали успешными гражданами быстро меняющегося, многообразного цифрового мира? Какие компетентности актуальны в XXI веке? Какие стратегии, программы, условия нужны для развития этих компетентностей? Как ученики могут продемонстрировать результаты обучения — то, что они овладели компетентностями и теперь могут использовать их на практике? Это — ключевые вопросы образовательной политики.
Пошаговый пересмотр предметного содержания в попытке угнаться за технологическими и социально-экономическими изменениями уже неэффективен: велика вероятность, что получаемые знания устареют, когда выпускник школы выйдет на рынок труда.
Критерием результативности школьного образования объявляется способность (умения, навыки) решения реальных жизненных и профессиональных задач.
<>Компетентность — это интегрированный набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определенном контексте для решения определенной задачи, для достижения определенного результата. Грамотность тоже предполагает действие, но только иного рода: это действие опосредовано языком (как инструментом коммуникации), в письменной или устной форме. Грамотность в традиционном узком смысле слова относится к приобретению и применению способности читать, писать и считать, так называемых 3Rs (Reading, wRiting, aRithmetic). В современном узком смысле грамотность — способность общаться с миром, понимать его сигналы, обрабатывать информацию. Грамотность становится, таким образом, основой возможности учиться, осваивать новые компетентности.
Говоря обо всем этом, нельзя не говорить об эмоциональном интеллекте. Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей. Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и работе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями.