Тема 1.1. Системы счисления

Урок 1: Непозиционные и позиционные системы счисления

Урок по предмету "Информатика" для 8 класса по теме "Непозиционные и позиционные системы счисления. Римская система счисления. Алфавит. Основание."; Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Динамическая инфографика, 3D – графика", "Инструкция по выполнению практической работы", "Интерактивная статья (параграф учебника)", "Интерактивный тренажер по выполнению заданий (от простого к сложному)", "Кейсы по работе с информацией", "Обучающие видеоролики", "Самостоятельная работа".

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений

Ключевые слова: ПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ВЕК, НЕПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ, РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ, АЛФАВИТ, ЦИФРА, СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ, ЗНАК, ОСНОВАНИЕ, ЗАПИСЬ ЧИСЛА, ДАТА, ДАТЫ, ГОД, ЧИСЛО

Базовые понятия, единые для школьного образования: АЛФАВИТ, ЯЗЫК, ЭЛЕМЕНТ, ТАБЛИЦА, СОБЫТИЕ, СИСТЕМА, СИМВОЛ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАК, ЗАДАЧА, ВРЕМЯ, ВЕЛИЧИНА, АЛГОРИТМ

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:
    • Просмотр обучающего видеоролика "Козлёнок, который считал до десяти"
    • Работа с интерактивной статьёй "Даты в учебниках по истории", осуждение вопросов.
  2. Освоение нового материала:
    • Просмотр обучающего видеоролика "Позиционные и непозиционные системы счисления"
  3. Применение изученного материала:
    • Работа с тренажёром "Позиционные и непозиционные системы счислени"
    • Индивидуальная работа с кейсом "Даты в учебнике по истории"
    • Выполнение практической работы "Перевод чисел в Римскую систему счисления с помощью электронных таблиц"
    • Работа с интерактивной схемой "Системы счисления: подведём итоги"
  4. Подведение итогов, домашнее задание:
    • Выполнение самостоятельной работы "Позиционные и непозиционные системы счисления"
    • Изучение учебника
    • Решение задач в Рабочей тетради

Основной материал:

Учебник, §1.1.1

Запустите презентацию в новом окне левым щелчком мыши

Презентация "Системы счисления"

Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала:

Мотивирование на учебную деятельность:

Обучающий видеоролик

"Козлёнок, который считал до десяти"

Целеполагание:

Интерактивная статья "Даты в учебниках по истории":

Вспомните уроки Истории.

  1. В прошлом году на уроках истории ты столкнулся с тем, что века и годы записываются по-разному. Например, в учебнике по истории России для 7 класса уже в первом параграфе встречается различная запись чисел. Посмотри на фрагмент первого параграфа электронного учебника, обрати внимание на записи чисел 600, IX, X, XV, XVII, 1492, 1498.
  2. Вспомни первый параграф учебника по истории России, который ты изучал в этом году. В нём также указаны различные варианты записи чисел. Обрати внимание на записи чисел 1683, XVII.

Вопросы для обсуждения:

Освоение нового материала:

Осуществление учебных действий по освоению нового материала:

Обучающий видеоролик

"Позиционные и непозиционные системы счисления"

Применение изученного материала:

Применение знаний, в том числе в новых ситуациях:

Запустите работу в новом окне левым щелчком мыши

Тренажёр "Позиционные и непозиционные системы счисления"

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни:

Кейс "Даты в учебнике по истории":

Использование римских и арабских чисел в учебнике по истории

Цель: Самостоятельный анализ использования римских и арабских чисел при указании исторических дат.

При подготовке электронного учебника произошла досадная ошибка. Все даты, которые обычно представлены арабскими числами, были заменены на их значения в Римской системе счисления. Представь, что ты являешься корректором (используй Интернет для определения значения этого слова) фрагмента представленного ниже текста. Текст тебе знаком из учебника по всеобщей истории.

Переведи необходимые даты из Римской системы счисления в десятичную. Скопируй откорректированный тобой текст и перешли учителю.

Революция в средствах связи

Технический прогресс создал и новые средства связи. Кто не знает об азбуке Морзе? Сэмюэл Морзе (MDCCXCI—MDCCCLXXII), профессиональный художник, увлёкся достижениями промышленной революции. Он оставил живопись, и плодом его творчества стало изобретение телеграфа.

Изобретение талантливого американца дало возможность построить первую в мире телеграфную линию. В MDCCCXLIV г. между Вашингтоном и Балтимором была установлена телеграфная связь. Первое послание Морзе состояло из слов: «Чудны дела твои, Господи!» Расстояние перестало быть помехой, и вскоре все континенты оказались связаны телеграфными линиями. Их общая протяжённость к началу XX в. составила около 8 млн. км.

Вопросы кейса:

Вопрос 1Вопрос 2Вопрос 3

Развитие функциональной грамотности:

Практическая работа "Перевод чисел в Римскую систему счисления с помощью электронных таблиц":

Следуя приведённому ниже алгоритму, переведи число из десятичной в Римскую систему счисления.

  1. Перевод вручную
    • Выполни в тетради перевод числа 3580 в Римскую систему счисления.
  2. Перевод с помощью электронных таблиц
    • Открой программу LibreOffice Calc или другую программу для работы с электронными таблицами. Создай новую пустую таблицу. В данной инструкции приведены примеры работы в программах LibreOffice Calc и Microsoft Excel. В других программах для работы с электронными таблицами рассмотренные действия выполняются аналогично.
  3. Запись числа в соответствующую ячейку электронной таблицы
    • В ячейку B2 запиши число 3580.
  4. Определение ячейки, в которой будет размещена функция
    • Перейди в ячейку C2. Нажми на иконку создания функции.
  5. Выбор функции Римское
    • В появившемся диалоговом окне в поле Поиск набери «Римское» и выбери функцию РИМСКОЕ. Нажми на Далее в LibreOffice Calc или на Ок в Microsoft Excel.
    • LibreOffice Calc:

      Microsoft Excel:

  6. Заполнение полей для функции Римское
    • В окне выбора числа для перевода укажи адрес ячейки B2. Нажми на Ок.
    • LibreOffice Calc:

      Microsoft Excel:

  7. Результат перевода
    • Результат будет отображаться в ячейке C2.
  8. Сравнение результатов перевода
    • Сравни результат, полученный с помощью электронных таблиц, с вычисленным самостоятельно. Если ты допустил ошибку — проанализируй её.

Систематизация знаний и умений:

Системы счисления

Позиционные и непозиционные

Основание и алфавит

Непозиционные системы

Позиционные системы

Подведение итогов, домашнее задание:

Домашнее задание:

Запустите работу в новом окне левым щелчком мыши

Самостоятельная работа "Позиционные и непозиционные системы счисления"

Учебник, § 1.1.1 - изучить

Изучить Слайды 1 - 6 презентации "Системы счисления"

Подготовиться к тесту "Техника безопасности"

Рабочая тетрадь: № 15 - 22 (Online Test Pad)


Дополнительные материалы:

Техника безопасности

Конвертер арабских чисел в римские

Введите число и нажмите Конвертировать

Содержание >>

Перейти на сайт школы

©
Наверх