Урок по предмету «Информатика» для 8 класса по теме «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления.». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Динамическая инфографика, 3D-графика», «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА», «Интерактивный справочник терминов и понятий», «Мини-игры», «Обучающие видеоролики», «Самостоятельная работа», «Тест в формате ГИА».
Переведи число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажи двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.
1. Определение метода решения
Для перевода десятичного числа в двоичную систему счисления можно использовать различные способы. Рассмотрим решение с использованием метода разностей, когда из десятичного числа поочередно вычитаются числа из числового ряда степеней двойки, начиная с наибольшего из них.

2. Находим первую разность
Из числового ряда степеней двойки находим наибольшее число, не превосходящее данное. Для числа 126 это число 64. Вычтем 64 из 126 и получим 62. Поскольку 64 — это шестая степень двойки, а разряды соответствуют степеням двойки, начиная с нуля, то мы понимаем, что в искомом двоичном числе семь разрядов. Зарезервируем для каждого разряда свою позицию и напишем под ней значение степени числа 2, соответствующее этой позиции. Поскольку 64 участвует в вычитании, то в соответствующей ему позиции искомого двоичного числа мы ставим 1.

3. Находим вторую разность
Для полученной разности 62 находим ближайшее значение степени числа 2, которое не превосходит разность. Для числа 62 это число 32. Вычитаем его из 62 и получаем 30. Поскольку 32 участвует в вычитании, то в соответствующей ему позиции искомого двоичного числа мы ставим 1.

4. Находим третью разность
Для полученной разности 30 находим ближайшее значение степени числа 2, которое не превосходит разность. Для числа 30 это число 16. Вычитаем его из 30 и получаем 14. Поскольку 16 участвует в вычитании, то в соответствующей ему позиции искомого двоичного числа мы ставим 1.

5. Находим четвёртую разность
Для полученной разности 14 находим ближайшее значение степени числа 2, которое не превосходит разность. Для числа 14 это число 8. Вычитаем его из 14 и получаем 6. Поскольку 8 участвует в вычитании, то в соответствующей ему позиции искомого двоичного числа мы ставим 1.

6. Находим пятую разность
Для полученной разности 6 находим ближайшее значение степени числа 2, которое не превосходит разность. Для числа 6 это число 4. Вычитаем его из 6 и получаем 2. Поскольку 4 участвует в вычитании, то в соответствующей ему позиции искомого двоичного числа мы ставим 1.

7. Находим шестую разность
Для полученной разности 2 находим ближайшее значение степени числа 2, которое не превосходит разность. Для числа 2 это число 2. Вычитаем его из 2 и получаем 0. Поскольку 2 участвует в вычитании, то в соответствующей ему позиции искомого двоичного числа мы ставим 1.

8. Записываем искомое двоичное число
Последняя разность равна 0, это значит, что число 126 можно представить как сумму 64, 32, 16, 8, 4 и 2. Это означает, что в искомом двоичном числе в младшем разряде должен стоять 0. Получаем ответ 1111110.

9. Аналитическое решение задачи
Какой бы способ для решения задачи ты не использовал, результат должен получиться одинаковым. Рассмотрим аналитическое решение данной задачи, основанное на знании того, как устроена двоичная система счисления. Итак, мы ищем двоичное значение десятичного числа 126. Мы знаем, что число 128 — это два в седьмой степени, поэтому записывается как единица и семь нулей.

10. Представление числа 127 в двоичном виде
По принципу построения двоичной системы счисления число, в котором содержится единица и все нули, следует за числом, в котором одни единицы и оно на один разряд меньше. Число 127 предшествует числу 128, т. е. оно состоит из семи единиц.

11. Представление числа 126 в двоичном виде
Поскольку число 126 предшествует числу 127, т. е. оно на единицу меньше, то нужно просто вычесть единицу из двоичного представления числа 127. Для этого следует расположить единицу под младшим разрядом числа 127 и выполнить арифметическую операцию вычитания. В нашем случае 1 – 1 = 0,, поэтому получаем двоичное число, в котором шесть единиц и ноль в младшем разряде. Мы получили такой же ответ, что и при использовании метода разностей. Такое решение удобно использовать для чисел, расположенных близко к степеням двойки.

Самостоятельная работа "Двоичная система счисления. Домашнее задание"