Урок по предмету «Информатика» для 9 класса по теме «Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики», «Самостоятельная работа».
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ, ЦИФРОВЫЕ ДАТЧИКИ, СОБЫТИЕ, ЭЛЕМЕНТ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, СИГНАЛ
Базовые понятия, единые для школьного образования: КОММУНИКАЦИЯ, ЦИКЛ, СИСТЕМА, СИМВОЛ, СВЯЗЬ, РЕАКЦИЯ, АЛГОРИТМ, ВЕЛИЧИНА, ДАННЫЕ, ЗАВИСИМОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, ИЗМЕРЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ОБЪЕКТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ОБМЕН
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Обучающий видеоролик "Беспилотный автомобиль от Яндекс"
- Освоение нового материала
- Обучающий видеоролик "Алгоритмы управления"
- Применение изученного материала:
- Кейс "Суперкомпьютер Ломоносов-2"
- Кейс "Кто ты в профессиях IT"
- Самостоятельная работа "Цифровые датчики"
- Подведение итогов, домашнее задание:
- Дополнительные материалы:
- Обучающий видеоролик "Наш космос будущего"
Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала:
Мотивирование на учебную деятельность
"Беспилотный автомобиль от Яндекс"
on-line
Освоение нового материала:
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
on-line
Применение изученного материала:
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Кейс "Суперкомпьютер Ломоносов-2"
Цель: Самостоятельный анализ существующих суперкомпьютеров и места отечественного суперкомпьютера Ломоносов-2 в мировом рейтинге ТОП-500.
На факультете ВМК МГУ установлен отечественный суперкомпьютер Ломоносов-2. Изучи информацию о рейтингах суперкомпьютеров в нашей стране и в мире и ответь на вопросы.
Вопросы кейса:
Вопрос 1
Какова периодичность публикации рейтингов ТОП-50 в нашей стране и ТОП-500 в мире?
Вопрос 2
Какое место в последнем рейтинге ТОП-50 занимает суперкомпьютер Ломоносов-2?
Вопрос 3
В каком году в мировом рейтинге ТОП-500 суперкомпьютер Ломоносов-2 занимал самое высокое место?
Вопрос 4
Мощности суперкомпьютера на бесплатной основе можно использовать для решения научных вычислительных задач. Придумай вариант вычислительной задачи, решение которой можно было бы выполнить с использованием суперкомпьютера.
Вопрос 5
В МГУ разработано мобильное приложение Mobile Linpack, которое определяет, какому из суперкомпьютеров прошлых лет соответствует твоё мобильное устройство. Определи, в каком году твой сегодняшний телефон был бы суперкомпьютером.
Примечание: ответ на этот вопрос кейса требует установки мобильного приложения на своё устройство.
Развитие функциональной грамотности
Кейс "Кто ты в профессиях IT"
Цель: Самостоятельный анализ профессий рынка IT-отрасли.
Задание
Представь себе ситуацию, что с выбором профессии нужно определиться уже сейчас, когда ты учишься в 9 классе. Нужно узнать, насколько выбранная профессия востребована на рынке труда, какое образование нужно получить, чтобы успешно работать в выбранном направлении, и т. д.
Пройди полное тестирование на сайте БудуГуру Получи рекомендации по профессии, проанализируй её и ответь на вопросы.

Вопросы кейса:
Вопрос 1
Какая профессия тебе рекомендована в IT? Составь краткое описание этой профессии.
Вопрос 2
Какое образование нужно получить для выбранной профессии?
Вопрос 3
Опиши востребованность профессии на рынке труда, примерную зарплату в месяц.
Систематизация знаний и умений
Самостоятельная работа "Цифровые датчики"
Изучи цифровые датчики, которые предлагаются в интернет-магазинах, и разработай схему классификации цифровых датчиков по области применения в одном из сервисов по созданию интеллект-карт или в любом графическом редакторе. Набор возможных областей представлен ниже.
Задание
Решение
Подведение итогов, домашнее задание:
Кейс "Цифровые датчики"
Цель: Самостоятельный анализ существующих решений.
Предположим, что кто-то в семье увлекается выращиванием комнатных растений. За ними требуется уход. Представь себе ситуацию, что вы уезжаете в отпуск на две недели, а дома никого не остаётся. Для организации системы полива растений нужно знать, какова влажность почвы.
Придумай, как организовать определение влажности почвы с помощью цифровых датчиков. Используй различные предложения по сбору систем автоматического полива, размещённые в сети Интернет.
Вопросы кейса:
Вопрос 1
Какие типы датчиков можно использовать для определения влажности почвы?
Вопрос 2
Что нужно приобрести, кроме самих датчиков, для того чтобы работала система полива?
Вопрос 3
Оцени стоимость собранной системы полива, если ты будешь делать её самостоятельно из деталей, доступных в магазинах, и сравни со стоимостью готовой автоматической системы.
Дополнительные материалы:
Конвергентный обучающий видеоролик:
Посмотри образовательный фильм, созданный с помощью технологии виртуальной реальности — интерактивное учебное пособие, которое позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий и объединяет в себе знания по разным предметам.
on-line
©